1
 
 
0
Руб. Товар добавлен в корзину Товаров в корзине на сумму
НАРОДНЫЙ ПАМЯТНИК
НАРОДНЫЙ ПАМЯТНИК

С ДнемРождения!
День Единства народов Беларуси и России отмечается с 1996 года.
Фонда «Победитель» им. С.И.Грицевца  06 апреля 2018 года
СКОРБИМ
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30

Чайка - 65

20 января 2018 года Чайке Ивану Борисовичу исполнилось 65 лет.

Поздравляем!

Чайка Иван Борисович Чайка Иван Борисович - Заместитель генерального директора ЗАО «АэроСкан» по организации летной работы (на дирижаблях).
Заместитель начальника Московского областного АТСК по летной работе.
Полковник запаса. Летчик снайпер.
Заслуженный военный летчик РФ.
Пилот 2 класса коммерческой ГА.

И ВОТ Я ШКРАБ….

1974 год. Харьков. Построение на плацу. Вручили погоны, дипломы и ромбики. Зачитали назначение, но ясности не стало: 17 ВА. Простились со знаменем училища. На банкете подошел к начальнику училища полковнику Уткину Юрию Николаевичу и выразил ему свою благодарность за все, что он для меня сделал. Он выпустил меня в самостоятельный полет на МиГ-21, несмотря на то, что командир полка полковник Силантьев А.В. сделал в моей летной книжке запись: «Дальнейшее летное обучение нецелесообразно». За 35 лет летной работы в ВВС я не встречал летающих летчиков, у которых была бы такая запись. - «Хорошим инструктором будешь!» – сказал Юрий Николаевич, и надежда о возможности службы в Борисполе угасла. По истечении какого-то времени при полете на юбилей ХВВАУЛ я встретил Юрия Николаевича на борту Ил-18. Подошел, представился, поздоровался. - «Напомни!» - «Вы сняли шлемофон с головы и сказали: Черт с ним, беру и это на себя. Лети!» - «Ну и как?» - «Полковник, снайпер, Заслуженный. Летаю.» - «Я в тебе всегда был уверен!»

Чайка Иван БорисовичПо прибытию из отпуска получил направление в 809 УАП и убыл в Чугуев на курсы подготовки инструкторов. Собралось нас, кажется, 44 человека. 22 из Харьковского и 22 из Борисоглебского ВВАУЛ.

По истечении некоторого времени, получив азы методической подготовки, мы разъехались по полкам. В Ахтырку поехало 22 человека: 11 Харьковчан: Гена Милашов (в последующем он был переведен в Чугуев, затем в Бердянск и погиб при облете МиГ-21 в Африке), Вова Телевной (Купянск, академия им. Ленина, Германия и закончил службу в Питере начальником ВОТП армии), Ваня Кащенко, Вова Курасов, Саша Синячкин, Саша Котелевский, Коля Козлитин, Леша Тепляков, Витя Пугачев, Валера Чащин - Чугуев, Бердянск. После увольнения я долго не мог его найти. Появился он на встрече, по случаю 35-летия окончания училища, а через некоторое время его не стало, и 11 Борисоглебцев.

Сало Андрей, Миронов Сергей, Оболонский НиколайНекоторые из Бэбска. (Сало Андрей, Миронов Сергей, Оболонский Николай, на фото)

Кроме нас в полку оказалось еще много лейтенантов – выпускников АУЦ. Многие из них уже обучали курсантов и смотрели на нас с некоторым превосходством. Но в вопросах теории мои однокашники были круче, на что неоднократно отцы - командиры обращали внимание выпускников АУЦ.Ахтырские гусары. Фото С.Боева Ахтырские гусары. Фото С.Боева. Разбежались мы по всему городу, поселились по частным домам и квартирам. Я поселился с В.Телевным, Г.Милашовым и И.Кулиш. В свободное время бродили по городу, выискивая места общепита с хорошей кухней. Через некоторое время Гена с Ваней привезли своих жен и съехали на другие квартиры, а мы с Володей остались вдвоем.  С В.Теленым и И Кулиш мы квартировали в частном секторе. Часто мы посещали женатых друзей: Сашу Моисеева, Володю Никонова, Володю Курасова, совмещая визиты, как правило, с ужином. Лень было самим готовить, да и не обучены были. Типичной для Ахтырки была летная форма: кожаная куртка, бриджи и хромовые сапоги. Удобно было рассекать по местной грязи, которой в распутицу было много. Вспоминаю марш - броски по тревоге от аэродрома до черты города или до аэродрома и обратно: полковник Дударь впереди, весь полк – за ним. По выходным посещали танцы, забегая в перерывах «перекусить» в местный ресторан с фирменным «эскалопом». Вожаком у нас был Р.П.Санчес, и даже когда все столики в ресторане были заняты, нам накрывали отдельно прямо на кухне. На танцплощадку нас приходило много, и местные к нам не очень-то приставали. Приступили к полетам. Я с В.Телевным попали к В.Соромитько, который стал готовить из нас методистов. Летали много, и к весне уже были готовы обучать курсантов. Полеты выполнялись динамично, самолетов в воздухе много, руководитель полетов четко распределял воздушное пространство и не давал щелкать «хлеборезкой».

Л-29 Дельфин

При выполнении первого тренировочного полета в зону на сложный пилотаж на моем самолете произошел отказ. При входе в зону прибираю обороты двигателя, а они не убираются. Недолго думая, открутил пилотаж на максимале, стал в вираж: Что делать? - «094 обороты 100%, РУДом не убираются». - «Посмотри, может под РУД что попало…» Вернулся на аэродром. Вошел в круг, ко мне пристроился майор Санчес Роман Педрович и стал давать рекомендации по построению маневра. Перевел в набор, погасил скорость, выпустил шасси. После 3-го разворота разогнал скорость, закрылки убрались, пришлось делать повторный заход. Метров на 800 Санчес мне: «Выключай двигатель». РП: «Не выключай!» - «Поздно!» - думаю я. Тишина, в наушниках шипение и отдельные команды. - «094 какая скорость?» - «230» -говорю, а сам только после напоминания на нее посмотрел.  Но расчет был точным и скорость рекомендуемая. После посадки резко зажал тормоза (как на МиГ-21), разрушился левый пневматик, и самолет резко развернуло влево градусов на 70-90 с креном (вот тут - то мне и страшновато стало). - «Не тормози…», но тормоза уже отпущены. Самолет остановился, и я выбрался из кабины. На земле, после нескольких перемещений, РУД за что-то зацепился. Хорошо, что не в воздухе. Повезло… Разбирались недолго. Особенно усердствовал инженер по АО. На самолете параметры записывались на САРПП, и мне трудно было объяснить, почему я не прекратил задание (это же был бы «незачет»). Приходилось «юлить» и с трепетом ожидать оргвыводов. Наконец все решилось. Начальник училища наградил меня часами, а Санчеса и РП – п/п-ка Катреняк М.Т. кажется бритвами. Мое фото появилось в сборнике. Обо мне узнали мои однокашники в разных концах страны и за ее пределами. Предупредили, чтобы я не решился вырвать листочек на память, сборник секретный. На радостях отметили мы это событие (несколько раз). На потраченные деньги, на эти мероприятия, я мог бы купить таких часов несколько. По истечении какого-то времени на теле появились какие-то белые пятна, я забеспокоился, но невропатолог объяснил, что это последствия какого-то стресса и дал рекомендации.

Иван Борисович в заднем кабинетеВ заднем «кабинете». Уверившись в возможности посадки без двигателя, уговорил Колю Козлитина попробовать выключить и запустить двигатель в воздухе, что мы и не замедлили сделать (В дальнейшем я столкнулся с запретом выполнения полетов в одном самолете однокашниками и летчиками в равных должностях и, наверное, это правильно). По окончании программы подготовки распределили нас по эскадрильям. Мы с Володей попали в эскадрилью подполковника Лимаренко и поехали Пески.  Пыли на аэродроме хватало. ВПП в Песках была хорошая, тем более что в распутицу можно было воспользоваться и запасной полосой для «стратегов», чем мы неоднократно и пользовались.

И.П.Лимаренко – фигура колоритная. И руководил с прибаутками, и ругал как-то виртуозно (необидно). Умел организовать работу и отдых своих подчиненных. В полку все были уверенны: и в этом году эскадрилья Лимаренко первой план выполнит и перевыполнит. Эскадрилья была молодежная: 3-4 майора, пару капитанов и куча лейтенантов.

Эскадрилья Ломаренко на отдыхе 1975г.

1975 год. Эскадрилья на отдыхе.

Л.Кагай и Л.Пак всегда готовы были приготовить шашлычок.

Мой первый экипаж курсантов: Пивень – серьезный парень (в 1989 году я встретил его на аэродроме Багай-Барановка, он перегонял Су-17мр из-под Читы в Шаталово),

Базанов – флегматичный,

Литвиненко – какой-то хулиганистый, но летал хорошо,

Кузин после окончания школы успел поработать в школе. Преподавал труд и математику. Говорил: «Товарищ лейтенант у вас методика неправильная».  Курсант Пивень после полета. Появились первые «ласточки» (вылетающие самостоятельно курсанты). А я пытаюсь «перевоспитывать» Литвиненко. Командир звена Н.Н.Лобанок обратил внимание на то, что у меня в экипаже никто не летает. - «Да хоть сейчас»! - говорю, и Литвиненко полетел с подполковником Лимаренко. - «Пусть летит самостоятельно». - «В плановой таблице нет»! - говорю. - «Переделаешь, потом….». Так и осталась плановая не переделанной. А Литвиненко продолжал летать самостоятельно.Вылетные шоколадки инструктору лейтенанту Чайка Я не курил. Вместо традиционных «вылетных» сигарет, курсанты дарили мне шоколадку. В последующем все курсанты вылетели самостоятельно, закончили программу и перешли на следующий курс. По слухам вылетели на МиГ-21, но училище закончили не все. Не по здоровью, и не потому что не могли летать. А по каким-то другим причинам. Полетов было много, больше 20 за смену по кругу. Уставали, а в перерыве между обедом и предварительной, умудрялись «без задних ног» засыпать. Потом привыкли, и усталость снова пришла с началом выполнения полетов на сложный пилотаж. Курсанты замечали многое, делали свои выводы: «Наверное наш лейтенантик в выходные на грудь много взял, не хочет делать штопора». И невдомек им было, что чувство самосохранения главенствовало. При недостаточных навыках пилотирования и в плохих метеоусловиях мы ограничивали себя в выполнении кое-каких фигур.

Мастерство росло от полета к полету, тем более что в процессе полетов с курсантами мы выполняли подготовку на класс. Умудрялись в процессе разведки погоды отрабатывать атаки наземных целей над точкой, не всем, правда, довелось полетать на реальный полигон с применением НУРС.

1975 г. Пески.

На трудовом фронте.

Фото Л.Кагай.

Отцы – командиры «рвали» план, а мы правдами и неправдами пытались «урвать» полетик на личное совершенствование. В чем нам неоднократно оказывал помощь, штатный руководитель полетов, перетирая заправки в черновике (уповая на то, что курсанты пришли и уйдут…). Не обходилось, конечно, без всякого рода инцидентов, но серьезных происшествий ни в эскадрилье, ни в полку не было.

Закончили успешно программу с курсантами, перелетели в Ахтырку. Через некоторое время мы выполнили программу подготовки и к концу года нам присвоили 3-й класс.

Через некоторое время В.Телевной женился и собрался переезжать в Купянск.

Получилось так, что все мои однокашники разъехались: кто в Чугуев, кто в Купянск. И в Ахтырке я остался один. Благо, что к этому времени друзей в полку было много, но обида какая-то закралась (хотелось летать на МиГ-21).

Подготовка продолжалась, я даже один полет ночью на Л-29 слетал. А после отпуска, когда я уже рисовал себе «безбрежные» перспективы, пришел приказ о моем переводе в Чугуев. В очередной раз поменяли мне планы. Рассчитавшись со службами, я уехал к новому месту службы (тем более что ЗШ, ГШ и ВКК были при мне). Неоднократно я приезжал в Ахтырку на выходные и праздники. Правда и в Чугуеве я задержался недолго. После Чугуева я служил в Луговой (Казахстан), Канте (Киргизия), Монино (ВВА им.Ю.А.Гагарина), Луговая, Багай – Барановка (Саратовская обл.), Мерзебург (ГДР – ФРГ), Староконстантинов, Тоцкое (Оренбургская обл.), Борисоглебск, Кубинка, Москва. Довелось побывать в Бангладеш и Иране, в смутное время в Таджикистане и многих других местах. Летал на самолетах: Л-29, Ути МиГ-15, МиГ-17, МиГ-21, МиГ-23, МиГ-29, Су-25, Як-18т, Супер Димона НК-36, Катана DV-20. Летаю на Евростаре ЕV – 97, SportStar Plus, вертолете Ми-2 и дирижабле AU-30. Уволился в запас в 2006 году с должности - начальник отделения боевой подготовки фронтовой авиации Московского округа ВВС и ПВО – старшего инспектора – летчика Командования специального назначения.

Рекорд дальности Чайки Иван Борисовича на дирижабле RA-01944 Augur  Au-30. Дальность - 377,7км. 12 сентября 2008 года

Продолжил летать в аэроклубе, начал осваивать дирижабль AU-30, успел поинструкторить на нем и подготовить несколько воздухоплавателей. Сейчас нашел «новую игрушку» - вертолет Ми-2 и совершенствую свою летную подготовку теперь уже в качестве вертолетчика, не забывая о самолетах. С чувством глубокого удовлетворения вспоминаю годы своего становления, людей с которыми довелось служить, и которые оставили след в моей жизни. Встречаюсь с сослуживцами: Саней Моисеевым, Геной Евстигнеевым, Сережей Мироновым, общаюсь по телефону и интернету со многими другими. С некоторыми довелось пересечься в процессе службы. С Сашей Моисеевым и с Сашей Фаустовым полетал на самолете «Евростар», доставил друзьям возможность попилотировать. Пересеклись мои пути с Владимиром Васильевичем Садовским (в 1975 году он курсантом летал в Ахтырке). Довелось мне переучивать его после длительного перерыва на самолет Су-25. В том, что я летчик - снайпер и Заслуженный военный летчик большая его заслуга. Часто мы созваниваемся и находим время для встреч в Москве и Подмосковье. А совсем недавно случайно оказались соседями по даче (Володя приобрел дачу в той же деревне). Радуюсь встречам с друзьями и надеюсь встретиться еще не раз.

 

www.gsiwinner.ru

 

Архангельский Сергей Вячеславович
Архангельский Сергей Вячеславович

Президент фонда

ПОБЕДИТЕЛЬ им. С.И.Грицевца

Яндекс.Метрика
© 2015-2018 Фонд ПОБЕДИТЕЛЬ им. С.И.Грицевца
ПАРТНЕРЫ